Дворцы Ялты. ЧАСТЬ 1. Массандровский дворец

Еще задолго до постройки дворца путешественники по Крыму отмечали: «Вся красота - в Верхней Массандре». Здесь действительно очень красиво. Где-то далеко внизу - корпуса ялтинского гиганта «Интуриста», еще ниже плещется чистое море. Ялте - вон она, еще дальше, отсюда можно любоваться панорамой города. А с другой стороны совсем недалеко - Никитский ботанический сад. Красивое место. Геолог и ученый Дюбуа где Монпере, который в 1837 году осуществил путешествие в Крым, писал: «Во всем Крыму нет другого вида, который бы величием и своей красотой мог бы сравниться с видом на Ялтинскую долину с Массандровской дороги.


До 30-х годов ХІХ века эта местность называлась Марсандра. Точный перевод слова не известен. В ХІХ веке люди ехали сюда, чтобы увидеть руины древнегреческого монастыря св. Иоанна. Сейчас от них ничего не осталось. В 1799 году П.Сумароков, а в 1815 году М.Броневский вспоминают только эту архитектурную достопримечательность местности. В частности, Сумароков писал, что среди развалин на сохраненных «дверях церкви приметны лики, внутри остались полукружие для алтаря, четыре арки, посреди храма вытекает родник». Этот источник называли по имени монастыря - Ай-Ян. Его вода славилась чистотой и даже считалась святой: сюда вереницей тянулись паломники.
Около руин церкви еще у греков, которых в 1779 г. Екатерина переселила отсюда в Мариупольский уезд, существовала трехдневная ярмарка (посвященная рождеству Иоанна Крестителя, 24 июля). При Потемкине, когда греки вернулись назад, ярмарка восстановилась уже 29 августа. К концу XVIII ст. в Массандре существовало греческое село в 50 дворов.

Первым владельцем Массандры после присоединения Крыма к Московии стал французский принц, маршал, испанский гранд, контр-адмирал российского флота Карл Нассау-Зиген (1745-1808). Этот отчаянный, женатый на польской магнатке Каролине Годзькой, получил четыре небывалых победы над турецким флотом, за что и получил орден Георгия ІІ степени, золотую шпагу и флаг вице-адмирала. За участие в успешном штурме Очакова Екатерина ІІ подарила ему Массандру. К сожалению, принц только однажды был в Массандре, хотя восторженно описывал свои впечатления женщине: «Фруктовые сады этой местности могут дать представление о райских садах... Природа здесь роскошна. Я выбрал волшебное место, где построю беседку. Здесь я желаю покоиться после смерти, чтобы навеки быть вблизи моря, которое я люблю, в этой волшебной местности. Но в 1794 году принц покинул Российскую империю. Массандра вернулась в царскую казну.

В 1796 г. советник Таврического областного правления Матвей Никитин получил в вечное владение поселение Массандра, Никита и Магарач. В следующем году земля Массандры была отделена от других участков и названа дачей «Богоданной». Вскоре, правда, дача опять попадает в казну, а в 1815 г. ее покупает сама София Глявоне-де Витт-Потоцкая. Именно та бывшая греческая пленница, судьбу которой изменил Камянец и для которой ее второй муж отгрохал в Умани известный парк «Софиевку». Массандра так нравилась красавице, что она мечтала учредить здесь великий город Софиеополь.

О ее гигантском прожекте даже в путеводителях тех времен сообщали. После смерти Софии Массандра перешла к ее дочери Ольге Наришкиной. Именно при новой хозяйке в 1824 г. в имении начинают закладывать Массандровский парк, который формировал известный парковый «дизайнер» тех времен Карл Кебах. 16 апреля 1828 г. Массандру купила Александра Браницкая для своей внучки, которая вскоре умерла - и дача перешла к ее брату и сестре, Семену и Софии Воронцовых. И так как для приемов и баллов существовал дворец в Алупке, Массандру решили сделать местом семейного тихого отдыха.

Что интересно: хозяева очень осторожно обращались с природой. Здесь никогда не использовали лес в хозяйственных делах, ценили древние орехи и кипарисы. Здесь был роскошный большой луг.

Первый Массандровский дворец и церковь построил М.Воронцов в 1829 г. в так называемой Верхней Массандре. Это было сооружение с большими галереями, открытыми солнцу и свежему воздуху. Карл Кебах в следующем году расчистил парк от всего лишнего и высадил ращу фиг и гранатов, а также цитрусовые, виноград и сладкий каштан. Больше всего поражала аллея из 900 розовых кустов. Говорят, на территории парка (а туда простым смертным входить запрещено) доныне сохранились растения Кебаха. Тогда же построили помещение для служб и провели новую дорогу ко дворцу. С 80-х годов ХІХ века сюда могли попасть все желающие. Для этого нужно было только купить билет. Вода в имение поступала из Массандровского водопада и трех источников: «Церковного», «Ленивого» и «Нового».

Церковь на руинах старого монастыря построил первый архитектор ЮБК Филипп Эльсон (1793-1867), иконостас изготовил Пантелей Бочаров, а иконы написал одессит Иван Ковшаров. Церковь напоминала небольшой четырехколонный дорический храм и была одной из первых православных церквей Южного берега Крыма В 30-х гг. ХІХ века храм перестал быть только домовым, сюда приезжали православные со всего Крыма. Французский маршал Мармон в 1834 г. присутствовал здесь на венчании князя Гагарина с панной Бороздиной.

В конце 1870-х дворец пострадал от бури - и Семен Воронцов приказал построить новое, более комфортное и большое помещение. Проект дворца разрабатывал француз Е.Бушар. В 1879 г. архитектор поселился в Массандре и начал работу над дворцом в духе романтизма, стилизованным замком эпохи французского Возрождения. Основной акцент был сделан на двух круглых башнях, каменная кладка из большого серого известняка создавала иллюзию сурового средневековья. Материалы для строительства привозились из Севастополя и Ак-Мечети. В феврале 1880 г. начали закладывать фундамент, летом поднялись стены, а уже в сентябре 1881 г. дворец был построен до крыши. Все шло замечательно, но вдруг архитектор умирает 30 ноября. А как же крыша, внутреннее оформление дворца? Воронцов пытался найти замену Бушару, но вскоре умер сам. Дворец на 10 лет был обречен стоять недостроенной пустошью, на которую хозяин потратил 120 000 руб.

После смерти Воронцова имела место небольшая путаница с владельцами имения, которая завершилась выкупом Массандры в 1889 г. У мадам Балашовой за 1 874 050 руб. Департаментом наделов. Владельцем дачи стал царь Александр ІІІ (1845-1894). Он посещал Массандру при каждом своем визите в Крым, а его жена, немка Мария Федоровна (Дагмара), любила прогуливаться здесь в парке с сыном Геогрием, больным туберкулезом. Царь приказывает известному архитектору Максимилиану Месмахеру (1842-1906) перестройку дворца. Весной 1893 г. начались работы по частичной перестройке фасадов и созданию рисунков для интерьеров имения. Месмахер создает дополнительные галереи, террасы и балконы, тем самым увеличивая существующую площадь дворца. Планирование комнат остается почти без изменений - разве что достраивается холл на втором этаже и увеличивается объем ванных комнат. Большая работа ведется по оформлению и украшению внешних стен дворца. Появляются орнаменты, капители, гирлянды и скульптурные украшения.

Одно из требований Месмахера было таким: в Массандре он работает вместе со своим долголетним помощником Оскаром Вегенером. Именно он следил за порядком, чистотой и дисциплиной, в имении. Работа шла быстро, но в 1894 г. умирает владелец имения, царь Александр. А его сын, Николай ІІ, облюбовал себе Ливадию, и в Массандре жить не хочет. Но в память об отце новый император принимает решение достроить дворец. Работы продолжаются. Постепенно от мрачного замка эпохи Бушара не остается и следа. Серый камень старого фасада заменен на массивные блоки руста и красивые резные картуши из крымского известняка. На старый каркас словно одели новый, богато декорированный наряд. В конце концов сооружение начало напоминать стиль раннего французского барокко времен Людовика ХІІІ.

В те времена был единственный подъезд ко дворцу: с востока. Для того, чтобы главный фасад выглядел еще более нарядным, Месмахер украшает его закругленной лестницей. Южную башню мастер поднимает над уровнем крыши и завершает позолоченной фигуркой двуглавого орла-мутанта, которого, говорят, видно было даже с Ялты.

Силуэт крыши - вообще особенная тема для крымской архитектуры. В Массандре эта тема вырастает до крещендо: разные по высоте и силуэту кровли выложены в традициях французской архитектуры чешуйками графитового шифера, украшены большим количеством вентиляционных труб, фронтонами, картушами, вазами, ажурными решетками и балюстрадами. Здесь уже чувствуется дыхание модерн, которое вот-вот захватит в плен всю европейскую архитектуру.

Еще до того, как турист попадет во дворец, его взгляд обязательно остановится на интересном здании в восточном стиле, находящемся поблизости. Нет, это не украшена черепицей мечеть с минаретом. Это машинное отделение, построенное позже всего, именно тогда, когда в моду полностью вошел модерн. Это сооружение стало ласточкой нового стиля в Крыму. На его возведение потратили 56 913 руб. Немало. Да, «минарет» - это самая обычная труба.

Все, что внутри дворца: только макеты царских покоев. Здесь немного осталось аутентичных вещей (как помните, Александр ІІІ так и не успел пожить в своем имении, поэтому Массандра долгие годы стояла немеблированной пустошью.

Пребывание в этих прекрасных стенах с 1929 по 1941 годы санатория для больных туберкулезом тоже вряд ли способствовало сохранению окружающей красоты. Потом - в течение одного 1946 г. - во дворец въехал НИИ виноградарства «Магарач», который скоро потеснила госдача. Вплоть до 1 июня 1992 года, когда имение стало музеем. Сюда из фондов Алупки привезли произведения искусства и мебель, некоторые из экспонатов действительно принадлежали царской семье и находились в ее дворцах на ЮБК. Другие в 20-30-ые годы ХХ ст. прибыли в Крым из музеев Москвы и Ленинграда.

Внутренняя отделка почти во всех залах - аутентична. Для декора было использовано дерево разных пород (дуб, орех, клен, красное дерево), коридоры украшают сине-белые поливы, потолок пышно украшен лепниной и росписями, а все двери дома - настоящие инкрустированные панно. По замыслу архитектора каждая новая комната представляла какой-то очередной стиль в искусстве: романский, готический, барокко, рококо, классицизм. Не дворец, а учебник по истории культуры! А еще мастер должен был учесть прихоти заказчика-царя: тот, хотя и был большим крепким дядей, уютно чувствовал себя только в небольших комнатах. И это еще не последние хлопоты архитектора: царь славился коллекционером живописи, а, следовательно, стены массандровского имения должны были украшать прекрасные художественные работы.

Бывая в Ялте, не забудьте посетить комплекс Массандровского дворца – великолепные творения мастеров прошлой эпохи не оставят вас равнодушным.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СТАТЬИ >>> ЗДЕСЬ





Источники:
http://www.tourism.crimea.ua официальный сайт Министерства курортов и туризма Таврического национального университета.
http://castles.com.ua замки, крепости, дворцы Украины. http://ukraine.kingdom.kiev.ua/ архитектурные и природные достопримечательности Украины.
http://www.yalta.com.ua/
http://www.yalos.crimea.ua/
http://slopuhov.narod.ru/2008/pictures/dscn4313.jpg
http://www.mandria.com.ua/img/sights/01/96/196/1.jpg
http://www.wonder-world.ru/wp-content/uploads/2008/06/vic301.jpg
http://www.amigo.crimea.ua/foto_img/ms_dv.jpg

2 комментария:

  1. Еще можно добавить, что Массандровский дворец был украшен множеством статуй. Большая часть сейчас пребывает в музее. Остались лишь сфинксы да сатиры с химерами. Вот еще фотография Массандровского дворца - http://foto-mania.org/photo/172 (не такая тусклая, как здешняя)

    ОтветитьУдалить
  2. Попрошу не обижать мои фотографии, пусть они не лучшего качества, зато этомоя личная память)

    ОтветитьУдалить